Жажда наживы заставила великого ученого пойти на рискованные спекуляции. Правда ли, что знаменитый физик был одним из наиболее неудачливых инвесторов?
В 1720-м году в Великобритании лопнул самый известный финансовый пузырь того времени, в результате чего Исаак Ньютон лишился целого состояния (сегодня оно составляло бы примерно 3,6 млн. долларов). Ему принадлежит фраза: «Я могу рассчитать движение небесных тел, но не могу предсказать безумие толпы».
Недавно американский математик Эндрю Одлызко, который давно изучает аномалии на фондовых рынках, опубликовал работу об Исааке Ньютоне. В ней он всесторонне анализирует инвестиционную деятельность ученого. Выясняется, что Ньютон на протяжении многих лет делал весьма продуманные вложения в различные облигации и акции, снижая таким образом свои риски. В начале 1720-го года размеры его портфеля превышали 30 тысяч фунтов, что по сегодняшним меркам равняется почти 6 млн. дол.
Стоит отметить, что на то время сэр Ньютон был первопроходцем не только в науке, но и в финансовой сфере. Занимая должность смотрителя Монетного двора, он способствовал тому, чтобы в качестве основного стандарта вместо серебра начали использовать золото. Кроме того, физик определил пропорции содержания различных металлов в монетах и ожесточенно боролся с фальшивомонетчиками.
Историческая справка: South Sea Company образовалась в начале 18-го века. В результате нескольких войн государственный долг Англии значительно вырос, и правительство решило обменять его на акции компании, выплачивая ей 6% годовых, чтобы акционеры могли получать дивиденды. Помимо этого, Компания Южных морей получала исключительное право вести торговлю с испанскими портами в Южной Америке. Однако в то время между Испанией и Великобританией шла война, и за последующие десять лет в Южную Америку так и не было отправлено ни одного судна. Несмотря на это, компанию продолжали усиленно рекламировать, не гнушаясь подкупом политиков и государственных деятелей. В результате ее акции стали чрезвычайно востребованными, причем большинство спекулянтов торговало ими, используя заемные деньги. От обвала 1720-го года пострадали все социальные слои – и простые крестьяне, и элита общества, а экономику накрыла волна депрессии. Ньютон одним из первых поверил в перспективы компании. По словам Одлызко, с момента основания SSC прошло меньше года, когда ученый начал вкладывать деньги в ее акции. Это произошло примерно за 8 лет до того, как безумие распространилось по всей Англии, и в спекулянтов превратились буквально все – простолюдины, фермеры, купцы, поэты, художники, депутаты парламента и даже члены королевской семьи.
В марте 1720-го акции стоили около 200% от их номинальной стоимости, а к середине лета котировки взлетели до 1000. Затем за считанные недели их стоимость рухнула ниже двухсот. Профессор Одлызко подсчитал, что если бы Исаак Ньютон не поспешил избавиться от акций, то в 1723-м году, когда последствия краха удалось преодолеть, его общий доход за весь период превысил бы 115%. В среднем он получал бы более 6% годовых, не учитывая дивидендов, при этом процентные ставки по долгосрочным государственным ценным бумагам в то время составляли до 5%.
Увы, гениальный физик не стал придерживаться принципа «купи и держи». В начале злополучного 1720-го года он владел 10-ю тысячами акций SSC, а весной продал 8 тысяч акций по 350, при этом чистая прибыль, по мнению Одлызко, составила около 20 тысяч фунтов. Если перевести данную сумму в современные деньги, то доход сэра Исаака от этой сделки получится весьма впечатляющим – примерно 4 млн.долларов.
Однако вскоре после этого котировки акций резко взлетели вверх, и к началу лета их цена достигла 800. Пузырь продолжал раздуваться, и в какой-то момент Ньютон, похоже, поддался панике. Охваченный порывом безрассудства, в середине июня он вкладывает 26 тысяч фунтов в покупку акций, причем тогда они уже стоили вдвое дороже цены, по которой он продавал их всего месяц-два назад. Более того, к концу августа, когда стоимость акций составляла 750, ученый имел неосторожность приобрести производный инструмент – аналог современного опциона «колл». Таким образом, он получал право купить в рассрочку 500 акций по 1000 за каждую, но при этом должен был сразу же заплатить 1 тыс.фунтов. «Чтобы пойти на такой шаг, нужно было искренне верить в то, что стоимость актива в будущем значительно превысит тысячу фунтов. Судя по всему, Ньютон обладал такой уверенностью. К сожалению, очень скоро он убедился в ошибочности своих расчетов», - пишет профессор.
Итак, летом 1720-го Исаак Ньютон, который до этого момента диверсифицировал свои риски и рационально распределял средства, превратился в спекулянта, «вбухавшего» большую часть капитала в акции одной-единственной компании. В своем стремлении сорвать куш знаменитый физик действовал столь же опрометчиво, как и трейдеры, спекулировавшие акциями технологических компаний в конце 90-х или современные покупатели криптовалюты. Одлызко утверждает, что потери Ньютона составили почти 23 тысячи фунтов (по нынешним меркам это более 4-х миллионов долларов). В целом же ученый лишился примерно трети всех своих сбережений.