Центробанк может самостоятельно начать скупку государственных облигаций РФ, если на инвестиции в ОФЗ распространятся американские санкции. Существуют ли другие варианты антикризисных мер и для чего они могут понадобиться? Не исключено, что уже в феврале 2018-го года резидентам США запретят инвестировать средства в российские еврооблигации и ОФЗ. В конце нынешнего лета Дональдом Трампом был подписан закон, который предусматривает введение санкций в отношении «противников США».
Тот факт, что американские фонды и корпорации не смогут вкладывать деньги в российские государственные облигации, может ощутимо отразиться на курсе рубля. Дело в том, что в последние 2 года многие участники рынка, не являющиеся резидентами России, активно использовали стратегию carry trade, что в немалой степени способствовало укреплению позиций рубля по отношению к американской валюте. Суть этой спекулятивной стратегии заключается в том, что иностранные инвесторы берут доллары в долг под низкие ставки, покупают рубли и приобретают российские облигации. Разница между американскими и российскими ставками позволяет им получать неплохой доход.
Как сообщил ЦБ, на начало октября этого года треть российских гособлигаций (на общую сумму более 37 млрд. долларов, или около 2-х триллионов рублей) принадлежала иностранным держателям. За последние два месяца доля нерезидентов на рынке увеличилась на 2% и достигла исторического максимума.
В ответ на введение санкций, которые приведут к распродаже облигаций госдолга, Банк России, вероятнее всего, будет совершать интервенции на данном рынке. Появление крупного локального покупателя, могло бы минимизировать последствия распродажи для рынка ОФЗ. В подобных обстоятельствах наиболее логичной представляется ситуация, когда сам регулятор начинает массированно скупать облигации. Не исключено, что в процессе «спасения» рынка примет участие и ряд российских государственных банков и компаний. Правда, это грозит им ростом процентных рисков и увеличением долговых обязательств перед Министерством финансов и Центробанком.
Так ли страшны санкции?Если санкции США распространятся на российский госдолг, это не слишком негативно отразится на финансовых рынках, считает Эльвира Набиуллина. Выступая на прошлой неделе, руководитель Банка России заявила, что облигации федерального займа относятся к высоколиквидным активам, в которых заинтересован банковский сектор. С учетом этого, последствия от введения запрета будут минимальными. По предположениям госпожи Набиуллиной, кратковременный скачок доходности ОФЗ возможен, однако впоследствии общее повышение вряд ли будет значительным – не более 40 базисных пунктов.
На мой взгляд массовая продажа облигаций нерезидентами может обесценить рубль на 10-20%. Скупая облигации, Центральный банк спровоцирует глобальный отток средств, что будет лишь на руку иностранцам. В связи с этим национальная валюта может подешеветь относительно доллара на 20-30%, достигнув отметки в 75 рублей.
В то же время аналитики «Райффайзенбанка» предполагают, что под действие санкций попадут не только иностранцы, но и россияне, которые приобретают облигации через оффшорные компании. Если санкции все-таки вступят в силу, такие инвесторы вряд ли станут избавляться от ОФЗ. Стоит отметить, что доля иностранного капитала в суверенном долге продолжает неуклонно расти – за 3 первых квартала этого года она увеличилась почти на 4,5 млрд. долларов по сравнению с тем же периодом в прошлом году.
Где выход?Возможные интервенции Центрального банка – не единственный путь к «спасению» рынка ОФЗ от санкций. Чтобы минимизировать последствия запрета, финансовые институты могут воспользоваться несколькими альтернативными стратегиями.
Один из возможных вариантов – привлечение инвесторов из Китая, для чего будет необходимо выпустить часть облигаций в юанях. Размещение государственных еврооблигаций в китайской валюте на сумму до 1 миллиарда долларов планировалось Министерством финансов еще в прошлом году, но впоследствии планы передвинулись на год вперед.
Согласно заявлению главы Минфина Антона Силуанова, сделанному в октябре, в нынешнем году юаневые бонды так и не будут выпущены. Однако уже в начале ноября Сергей Сторчак рассказал журналистам, что представители Министерства планируют встретиться с инвесторами из Китая на Московской бирже, чтобы обсудить вопросы, касающиеся будущего размещения облигаций.
Сторчак, занимающий должность заместителя министра финансов, сообщил, что активизация деятельности ведомства в восточном направлении связана с угрозой расширения американских санкций. Из-за запрета многие иностранные участники рынка могут отказаться инвестировать деньги в российский госдолг.
Вторая возможная стратегия заключается в более активном привлечении средств на внутреннем рынке. В 2018-2020 гг. Министерство финансов планирует привлечь на этом рынке около 4,7 триллионов рублей. По информации агентства «Рейтер», в целях расширения круга инвесторов в ОФЗ-н («народные» облигации) Минфин собирается смягчить условия по этим бумагам. В частности, может быть отменено ограничение максимальной суммы по ОФЗ-н (на сегодняшний день этот «потолок» равняется 15-ти миллионам рублей) и разрешено вторичное обращение облигаций.
Объем каждого из трех выпусков народных облигаций, размещенных Минфином в текущем году, составлял 15 миллиардов рублей. Приобрести ОФЗ-н можно только в двух банках: ВТБ и Сбербанке. Доходность народных облигаций превышает ключевую ставку ЦБ на 0,25% и составляет 8,5% годовых. Тенденция к снижению ставок по обычным вкладам будет стимулировать россиян активнее инвестировать средства в гособлигации.
В прошлом году Минфин впервые за долгое время был вынужден воспользоваться услугами зарубежного долгового рынка. Через «ВТБ Капитал» было размещено два выпуска ценных бумаг на общую сумму 3 миллиарда долларов, с обязательством погашения через 10 лет.
Законопроектом о государственном бюджете на 2018-2020 гг. предусмотрено, что выпуск евробондов позволит Минфину привлекать по 7 млрд. долларов ежегодно. Кроме того, в этот же период Министерство финансов планирует обменивать ранее выпущенные еврооблигации на сумму до 4 млрд. долларов, чтобы частично погасить долг. В этом году ведомство собирается разместить новые ценные бумаги на 3 миллиарда, а обмен старых облигаций позволит получить еще 4 миллиарда долларов.
Новые санкции и холодная война