Alfa-Quant
ЖУРНАЛ ЕВГЕНИЯ ВОРОНЧИХИНА ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ГЛОБАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Фактор сезонности на РТС помесячно

2 августа 2016
Говорят, что на фондовом рынке присутствует сезонный фактор. Действительно ли август месяц бывает жарким, в котором часто происходят кризисы? Рождественское ралли - это миф? Существует ли пред дивидендное ралли на рынке? Ответы на все эти вопросы можно увидеть на графике, построенном в результате исследования фактора сезонности.

Автор проанализировал помесячную динамику доходности Индекса РТС за 21 год (т.е. с 1995 года, с момента его основания) по настоящий день. Общая выборка 251 месяц. Итак, статистика говорит о следующем. 


1. Начало года очень часто бывает позитивным для российского фондового рынка. В феврале, марте и апреле РТС в среднем растет на 6% в месяц. Это подтверждает дивидендный фактор, когда инвесторы начинают скупать акции под выплату дивидендов.

2. Август месяц действительно обычно негативный месяц для нашего рынка, но помимо этого также наблюдается начало снижения в июле месяце. Кроме того, самые сильные обвалы замечены в сентябре, в котором рынок падает в среднем на 4%.

3. На графике в декабре мы видим тенденцию к росту на 5% в среднем, что сигнализирует о наличии так называемого "Рождественского ралли".

4. Май и ноябрь по статистике самые тухлые месяцы, когда прирост индекса колеблется около нуля.

Однако не стоит слепо полагаться на данную статистику, т.к. существует большой разброс между результатами в выборке. Расчет стандартного отклонения говорит о том, что реальная доходность может отклоняться от среднего значения на 13%.  Т.е. например, в сентябре в среднем рынок падает на 4%, это значит что при стандартном отклонении 0,14, Индекс РТС может колебаться в диапазоне от плюс 10% до минус 18%. Кстати, увеличится точность прогноза, а стандартное отклонение существенно уменьшится, если не брать в расчет данные 90-х годов, когда наш фондовый рынок еще был слабо развитым и был очень волатильным.

Трейдеры и инвесторы могут использовать эту информацию к размышлению, а также для построения своих торговых систем. В дальнейшем продолжим изучение фактора сезонности внутри месяца и недели, а также на других финансовых активах.