Alfa-Quant
ЖУРНАЛ ЕВГЕНИЯ ВОРОНЧИХИНА ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ГЛОБАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Рецензия на новую книгу Алана Гринспена "Карта и территория"

9 июня 2015
В 2015 году впервые на русском языке вышла в свет новая книга Алана Гринспена «Карта и территория: Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования». По просьбе издательского агентства «Альпина Паблишер» предоставляю вашему вниманию краткую рецензию на данное произведение.

Алан Гринспен – это один из наиболее авторитетных экономистов современности, Председатель Совета управляющих ФРС США с 1987 по 2006 год. Это человек, одно слово которого могло существенно сдвинуть рынки в ту или иную сторону. К его мнению прислушивались, и прислушиваются по сей день.

Впервые мое знакомство с трудами Алана Гринспена было в 2009 году, когда прочитал его книгу «Эпоха потрясений». Новая книга Алана «Карта и территория» по своей сути является продолжением его предыдущего произведения, где подробно расписываются причины кризиса 2008 года в сравнении с другими кризисами, в особенности с великой депрессией 1930-х годов в США, повторение которой чудом удалось избежать.

Гринспен рассуждает об иррациональном поведении экономических субъектов. Людям присуще стадное поведение, страх, жадность, оптимизм, эйфория, инертность. Отмечается также разная склонность к риску разных людей и на разных стадиях экономического цикла. Стадное поведение – главный двигатель и важная характеристика спекулятивных бумов и крахов. Экономист признался, что современные статистические методы и модели управления рисками не работают и плохо предсказывают будущее, из-за того, что не учитывают психологические аспекты участников рынка. Он местами погружается в статистические дебри, которые трудны для понимания людям, у которых отсутствует экономическое или математическое образование. Автор подписался под тем, что никакие международные финансовые институты и даже ФРС США не способны предсказать будущие крахи, несмотря на то что обладают уникальными и наиболее полными экономическими данными. Почему регуляторы так облажались, а супермодели не смогли предсказать приближение кризиса? Потому что никто не понимал серьезности так называемого «хвостового» риска, т.е. последствий маловероятных событий. Удивительно, что автор только сейчас пишет об этом, хотя для многих трейдеров и инвесторов (рыночных практиков, а не теоретиков) это уже давно вполне очевидно, что рынками движут скорее настроения, чем экономические показатели. А также для меня не было откровением, что линейные математические модели не правильно описывают экономические циклы и рыночные тенденции.

Бывшего главу ФРС США также беспокоит рост размеров финансовых институтов в США и по всему миру. Доктрина «Too big to fail» — это рецепт экономической стагнации и вызывает у автора опасения в устойчивости глобальной финансовой системы. Спасение банков-зомби снижает эффективность и конкурентоспособность национальной экономики и Алан ратует за то чтобы банкротить такие институты и называет это «созидательным разрушением». Теневой глобальный банковский сектор в течение многих лет рос впечатляющими темпами и после кризиса 2008 года продолжает расти, и составляет уже более 70 трлн. долларов. Этот пузырь может схлопнуться в один момент, последствия чего даже трудно предположить. Поэтому Алан призывает повысить требования к банковскому капиталу, особенно для фирм, которые слишком крупные, чтобы обанкротится.

Хотелось бы также отметить интересное наблюдение автора о том, что цены на акции – это не просто опережающий показатель бизнес-активности, но они еще и тянут за собой реальный сектор экономики. Рядовые инвесторы, видя как растут акции и их кажущееся благосостояние, чувствуют себя более уверенно и начинают больше тратить, а это в свою очередь способствует росту прибыли компаний и дальнейшему росту акций. При падении рынка – обратная ситуация граждане предпочитают экономить, что оказывает дефляционное давление на экономику и на фондовый рынок (так называемая дефляционная спираль). После того, как Алан Гринспен высказал данное наблюдение, становится понятно, почему ФРС придерживается сверхмягкой монетарной политики.

Бывший глава ФРС США также анализирует финансовые проблемы Еврозоны. По его мнению, вряд ли в ближайшем будущем кто-либо выйдет из Евросоюза, несмотря на то что южные страны живут не посредствам и находятся на грани банкротства, Север Европы будет вынужден продолжать тянуть на себе Юг, снижая свою эффективность. Автор считает, что проект по объединению стран с разной культурой провалился, а политические силы Евросоюза будут пытаться до последнего сохранить текущую структуру Еврозоны, ибо ее изменение повлечет за собой крах евро и банковскую панику. Поэтому единственным выходом для ЕЦБ будет «заливать пожар деньгами».

Кроме того, Алан Гринспен затрагивает тему бюджетного кризиса в США, который может привести к ослаблению доллара и потери статуса «мировой резервной валюты». Возникает угроза статусу американской экономики как исключительной глобальной силы, который она удерживала более столетия. Несмотря на то, что львиную долю долларовых активов держит Китай в своих резервах, автор пока не видит угрозы от этой страны. На протяжении последних десятилетий Китай успешно заимствовал сложные технологии развитых стран. Страна приобрела статус крупнейшего глобального производителя и сборщика промышленных товаров. Рост на основе использования технологий развитого мира был феноменальным. Однако Гринспен, считает, что Китай вряд ли сможет рассчитывать на долгосрочный успех, если в стране не будет демократических преобразований. От того, какой политический выбор будет сделан, зависит очень многое не только для Китая, но и для всего мира.

Несмотря на то, что концептуально для меня в этой книге не было открыто ничего нового, Алан Гринспен приводит много интересных деталей, фактов и глубоких аналитических выкладок. Также поражает стратегическое мышление автора и его привычка мыслить на десятилетия и даже на столетия вперед, чем не могут похвастаться российские экономисты.

В любом случае, книга будет интересна финансистам, инвесторам, аналитикам, руководителям и студентам экономических вузов, а также всем, кто интересуется проблемой прогнозирования экономических процессов и причинами возникновения кризисов.

                                                                                                                                Евгений Ворончихин